Подход к анализу B2C-компаний

При выстраивании стратегии работы с потребительскими компаниями, мы базировались на следующих фундаментальных идеях, к которым пришли за время работы в инвестиционном бизнесе:
B2C компании (в отличии от Commodity компаний) сильно автокоррелированы:
  • компании, которые показывают хорошие темпы роста, как правило продолжают показывать хорошие темпы роста;
  • компании, которые показывают плохие (или падающие) темпы роста финансовых показателей, как правило продолжают показывать плохие (или падающие) темпы роста финансовых показателей.
Иногда быстрорастущие компании перестают быть быстрорастущими (как случалось с Магнитом или Протеком), и на это надо быстро реагировать. Соответственно, с высоким весом нужно принимать во внимание самые последние темпы роста финансовых показателей, чтобы успеть выйти из позиции, если снижение произошло. Не хочется оказаться в компании, которая уже не растет, надеясь на то, что она будет стоить столько же по мультипликатору, как когда показывала высокие темпы роста финансовых показателей.
В целом, можно зарабатывать и на не особо быстрорастущих компаниях, если они генерируют много денег для акционеров; важна комбинация зарабатываемого денежного потока и темпов роста.
При анализе B2C-компаний нужно с высоким весом принимать во внимание самые последние темпы роста финансовых показателей. Важна комбинация зарабатываемого денежного потока и темпов роста
На базе вышесказанного, мы сформулировали 3 идеи для тестирования на B2C-стратегиях.
Инвестирование в компании, создающие максимальную фундаментальную стоимость (через рост бизнеса и денежный поток)
  • Рассчитываем стоимость, которую создала компания за последние 12 месяцев, и относим ее к капитализации компании.
  • Чтобы посчитать стоимость, мы берем прирост EBITDA к год к году на базе последнего доступного квартала, приводим ее к годовой базе и умножаем на мультипликатор компании, добавляя денежный поток компании.
  • Получается простая логика — если компания на базе последнего периода создала стоимость (в виде расширения бизнеса или дивидендов и денежного потока), вероятно она и в перспективе сможет создавать такую стоимость; если не создала (например EBITDA росла не особо быстро, а также денежные потоки генерировались в небольшом объеме), скорее всего в последующие периоды она тоже такую фундаментальную стоимость для акционеров создать не сможет, соответственно включать ее в портфель нет смысла.
  • Инвестиция осуществляется в компании, у которых полученный параметр — отношение создаваемой за год фундаментальной стоимости к текущей капитализации — превышает 20%; доли определяются пропорционально данному параметру.
Инвестирование в компании во временно недооцененные компании в режиме ускоренного роста
Инвестируем только в компании, находящиеся не в режиме замедления, но в режиме ускорения роста относительно исторического (выручка / EBITDA на базе последнего доступного квартала растут лучше чем в среднем за последние 3 года), которые при этом стоят по мультипликатору EV/EBITDA дешевле, чем стоили исторически на уровне 75% перцентиля.
Стратегия показала хорошие результаты на бектесте — как для российских, так и для американских компаний (по американским исследование здесь). Доля в каждой компании определяется пропорционально потенциалу восстановления мультипликатора до 75% перцентиля.
Инвестирование в компании, несправедливо оцененные по мультипликаторам с учетом своих метрик роста и генерации денег
Третий метод будет состоять в том, чтобы на базе большого набора данных по компаниям считать общий справедливый мультипликатор на базе текущих и исторических темпов роста финансовых показателей, а также генерации денежного потока. Формула и точная взаимосвязь еще требует выработки, мы планируем продолжить изыскания по этому вопросу.

Первые 2 подхода уже показали достаточно хорошие результаты на бектесте
Результат при расчете потенциалов на базе текущей конъюнктуры:
572%

Аккумулированная доходность с начала 2015 г.
36.8%

Максимальная просадка (19.03.2020)
43.5%

Средняя доходность
Здесь представлено распределение, в какие компании система осуществляла бы инвестиции в каждый период

Доходность индекса Мосбиржи (без дивидендов) и портфеля

Максимальная просадка портфеля: -36.8 (19.03.2020)

Данная таблица сравнивает доходность при нахождении в бумаге по стратегии (когда потенциал выше порогового значания) и при нахождении в бумаге все время (Ann-d значит Annualized Yield) — как видно, почти для всех эмитентов нахождение в бумаге по стратегии повышает аннуализированную доходность относительно нахождения в бумаге все время (Ann-d full)

Инвестирование во временно недооцененные компании в режиме ускоренного роста:
945%

Аккумулированная доходность с начала 2015 г.
38.9%

Максимальная просадка (28.03.2020)
56.0%

Средняя доходность
Здесь представлено распределение, в какие компании система осуществляла бы инвестиции в каждый период

Доходность индекса Мосбиржи (без дивидендов) и портфеля

Максимальная просадка портфеля: -38.9 (28.03.2020)
Данная таблица сравнивает доходность при нахождении в бумаге по стратегии (когда потенциал выше порогового значания) и при нахождении в бумаге все время (Ann-d значит Annualized Yield) — как видно, почти для всех эмитентов нахождение в бумаге по стратегии повышает аннуализированную доходность относительно нахождения в бумаге все время (Ann-d full)
В этом плане мы получили некоторую уверенность, что разработанные стратегии работы с потребительскими компаниями работают в среднесрочной перспективе, и планируем придерживаться их в дальнейшем